Инфраструктура электронного правительства

Направления

В настоящее время электронными услугами пользуются более 30% граждан России. Важно, чтобы портал госуслуг был максимально простым и удобным. Для его совершенствования Минкомсвязь России предприняла несколько шагов.

Был разработан новый упрощенный порядок регистрации пользователей на едином портале госуслуг (ЕПГУ) и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Раньше в процессе регистрации необходимо было использовать страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), а начать пользоваться услугами можно было только после визита в центр обслуживания «Ростелекома» или получения заказного письма через «Почту России». Теперь регистрация на портале госуслуг осуществляется с помощью мобильного телефона и в онлайн-режиме.

Первое, с чем сталкивается пользователь, впервые попавший в систему оказания государственных, муниципальных или иных услуг, это регистрация. Этот процесс должен быть удобным, понятным и адекватным задачам пользователя.

Ранее процесс регистрации на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ – gosuslugi.ru) мог занимать достаточно продолжительное время и состоял из ряда шагов. Пользователь подтверждал свои контакты, вводил персональные данные, проходил подтверждение личности с использованием кодов активации. Подтверждать личность нужно было для заказа любой услуги, например, для получения информации о штрафах за нарушение ПДД.

Минкомсвязь России предложила новую модель, которая предполагает повышение уровня учетной записи по мере возникновения необходимости. Теперь проходить полную процедуру регистрации с самого начала не нужно.

Новая модель включает в себя три уровня учетной записи, каждый из которых предоставляет доступ к разному набору услуг, требуя, в то же время, адекватных затрат на получение. Пользователи могут начать получать услуги, не выходя из дома.

Первый уровень: Упрощенная учетная запись.

Для получения упрощенной учетной записи пользователю достаточно иметь мобильный телефон или электронную почту, которые при регистрации необходимо подтвердить с помощью кода. При регистрации также нужно указать фамилию и имя, которые будут использоваться для обращения к нему в информационных письмах и в системе.

Пользователь с такой учетной записью может, например, подписаться на предоставление ему сведений о штрафах или иных начислениях от государства.

Минкомсвязь России ведет работу по расширению количества сервисов, предоставляемых органами власти Российской Федерации, доступных пользователям с упрощенной учетной записью.

Второй уровень: Cтандартная учетная запись.

Пользователь, пожелавший получить услугу, требующую бóльшего уровня учетной записи, вводит свои персональные данные в ЕСИА (ФИО, СНИЛС, паспортные данные), а система осуществляет их проверку при помощи государственных баз данных. В 2014 году проверка сведений стала точнее: ЕСИА проводит расширенную проверку по базе данных ПФР. Также теперь проводится проверка паспорта через базу данных ФМС, что обеспечивает однозначную идентификацию гражданина (как правило, все проверки занимают не более десяти минут).

Затем пользователь получит доступ к более широкому перечню услуг (например, записи на прием к врачу и другим услугам, которые не требуют учетной записи третьего уровня или квалифицированной электронной подписи (КЭП). Минкомсвязь России работает с органами, оказывающими услуги, над тем, чтобы как можно больше услуг оказались доступными для пользователей со стандартной учетной записью. Основным преимуществом стандартной учетной записи является то, что пользователь может зарегистрировать ее, не выходя из дома, за короткий промежуток времени.

Третий уровень: Подтвержденная учетная запись.

В случае если у пользователя с учетной записью второго уровня возникнет потребность в получении услуги, требующей третьего уровня учетной записи, (например, заказать загранпаспорт), ему потребуется пройти процедуру подтверждения личности. С помощью такой учетной записи можно заказывать все услуги на Едином портале государственных услуг, получение которых не требует обязательного применения квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Существует ряд способов подтверждения личности:

  • Обратиться лично в любой из Центров обслуживания, открытых в Российской Федерации. Центры обслуживания открываются на базе различных организаций, например:
    • Отделения «Почты России»;
    • Многофункциональные центры (МФЦ);
    • Офисы компании ОАО «Ростелеком»;
    • Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные).

Центры обслуживания можно найти по ссылке: https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/.
Обратите внимание, что не все отделения указанных организаций оказывают услуги, связанные с подтверждением личности!

  • Получение письма с кодом активации по «Почте России». Существовавший ранее способ подтверждения личности действует и сейчас и сохраняет свою актуальность в отдаленных регионах.
  • Использование квалифицированной электронной подписи (КЭП) или Универсальной электронной карты (УЭК), содержащей КЭП. В этом случае можно получить учётную запись третьего уровня, не выходя из дома.

 

Позволяет позволяет гражданам облегчить получение государственных услуг в электронной форме за счет передачи основной части необходимых для их оказания сведений между федеральными и региональными органами власти, а также внебюджетными фондами в электронном виде. Таким образом, граждане избавлены от необходимости самостоятельно собирать нужные документы. В области завершены работы по созданию технологической инфраструктуры региональной СМЭВ. На сегодняшний день у всех региональных участников межведомственного взаимодействия имеется хотя бы одно автоматизированное рабочее место, специалисты обеспечены сертификатами ключей электронной подписи, к региональной СМЭВ подключены электронные сервисы федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время осуществляется плавный переход на использование СМЭВ версии 3.0. Появляются новые сведения, доступные через СМЭВ. Сейчас региональные органы власти предоставляют более 18 видов сведений.

Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует от государства предоставить людям и органам государственной власти инструмент для безопасной онлайн-идентификации.

Минкомсвязь России в рамках инфраструктуры электронного правительства создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), цель которой — упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.

Созданная Минкомсвязью России ФГИС ЕСИА:

  1. Предоставляет информационным системам органов государственной власти решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти). Достоверность достигается за счет того, что:
    • регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев;
    • ЕСИА обеспечивает защиту размещённой в ней информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Является ориентированной на пользователя и предоставляет возможности:
    • идентификации и аутентификации с использованием единой учетной записи и широкого спектра поддерживаемых методов аутентификации при доступе к различным информационным системам органов государственной власти;
    • управления своими персональными данными, размещенными в ЕСИА, и контроля над их предоставлением в информационные системы органов государственной власти.

Основные функциональные возможности ЕСИА:

  • идентификация и аутентификация пользователей, в том числе:
    • однократная аутентификация, которая дает пользователям ЕСИА следующее преимущество: пройдя процедуру идентификации и аутентификации в ЕСИА, пользователь может в течение одного сеанса работы обращаться к любым информационным системам, использующим ЕСИА, при этом повторная идентификация и аутентификация не требуется;
    • поддержка различных методов аутентификации: по паролю, по электронной подписи, а также двухфакторная аутентификация (по постоянному паролю и одноразовому паролю, высылаемому в виде sms-сообщения);
    • поддержка уровней достоверности идентификации пользователя (упрощённая учетная запись, стандартная учетная запись, подтвержденная учетная запись).
  • ведение идентификационных данных, а именно – ведение регистров физических, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций и информационных систем;
  • авторизация уполномоченных лиц органов государственной власти при доступе к следующим функциям ЕСИА:
    • ведение регистра должностных лиц органов власти в ЕСИА;
    • ведение справочника полномочий в отношении информационной системы и предоставление пользователям ЕСИА (зарегистрированным в ЕСИА как должностные лица) полномочий по доступу к ресурсам систем, зарегистрированным в ЕСИА;
    • делегирование вышеуказанных полномочий уполномоченным лицам нижестоящих органов государственной власти.
  • ведение и предоставление информации о полномочиях пользователей в отношении информационных систем, зарегистрированных в ЕСИА.