Приоритетное направление развития - Производительность труда

Федеральная приоритетная программа

"Повышение производительности труда и поддержка занятости"

Паспорт программы

Запрос на изменение проекта № 1

Запрос на изменение проекта № 2

Цель программы:

Запуск и реализация программ повышения производительности труда и поддержки занятости в 15 субъектах Российской Федерации и на 150 предприятиях в 2018 году с расширением до 85 субъектов Российской Федерации и 850 предприятий к 2025 году с достижением по каждому субъекту Российской Федерации:
1) целевых значений по приросту производительности труда на предприятиях-участниках  региональной программы не менее чем на 5% и 10% по результатам первого1 и второго годов соответственно участия субъекта Российской Федерации в приоритетной программе с перспективой повышения не менее чем до 302 процентных пунктов по результатам реализации приоритетной программы, по сравнению с базовым значением.
2) Целевых значений по доле трудоустроенных работников с уровнем заработной платы не ниже предыдущего среди участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости и обратившихся в службу занятости с 78% по результатам первого года реализации
программы в субъекте Российской Федерации, 80% по результатам второго года реализации программы с перспективой повышения до 90% по результатам реализации приоритетной программы.

Результаты программы:

1. К 2025 году во всех субъектах Российской Федерации успешно реализуются региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости (далее - региональные программы).
В рамках региональных программ разработан и реализован комплекс мер по повышению производительности труда на не менее чем 850 предприятиях (на первом этапе - на предприятиях обрабатывающей промышленности), включающий, в том числе:
проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста; повышение эффективности производственных систем;
увеличение производственной и инновационной активности;
развитие механизмов трансфера технологий;
развитие цифровизации;
участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных).
Одновременно с реализацией комплекса мер по повышению производительности труда - в связи с тем, что рост производительности труда часто требует совершенствования системы управления персоналом - в регионах-участниках приоритетной программы проведен аудит текущей системы занятости, в том числе с акцентом на специфические особенности отраслей регионов. По результатам аудита разработан и реализован ряд мер по повышению эффективности системы занятости, направленных на комплексное решение проблем занятости в регионе, включая вопросы снижения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создания новых рабочих мест, активизации взаимодействия работодателей, служб занятости, образовательных учреждений и других участников рынка труда. В частности, реализованы меры по повышению эффективности служб занятости населения (далее - СЗН), ориентированные на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству, включая: внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями; организацию временной занятости в период технологической модернизации; организацию самозанятости; повышение квалификации и переобучение работников; оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, в том числе в электронном виде.
Со всеми работниками, участвующими в мероприятиях по повышению эффективности занятости и обратившимися в службу занятости населения, в рамках реализации приоритетной программы проведена работа по оценке компетенций, формированию индивидуальных профессиональных траекторий развития, а также, при необходимости, переобучению и поддержке в переезде и (или) переселении, подбору нового места работы. Сформирована инфраструктура, необходимая для реализации мероприятий по повышению управленческих квалификаций руководителей и специалистов органов исполнительной власти. субъектов Российской Федерации, служб занятости и предприятий. В рамках реализации приоритетной программы к концу 2020 года более 4 000 руководителей и специалистов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, служб занятости и предприятий прошли обучение по повышению управленческих квалификаций в рамках реализации региональных программ.
2. К 2020 году сформирована национальная политика по повышению конкурентоспособности предприятий за счет внедрения лучших практик и методик по повышению производительности труда, формирования мер стимулирования производительности и инноваций, повышения качества
управления. АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" (далее - Федеральный центр компетенций) совместно с региональными центрами компетенций содействует разработке эффективных стратегий поддержки производительности труда, внедрению
организационных инноваций в производственные и управленческие процессы, формированию условий и предпосылок к выявлению потенциала для достижения устойчивого качественного роста производительности труда во всех ключевых отраслях экономики. К 2025 году сформирован,
апробирован и тиражируется портфель типовых решений, содержащий доступные и реализуемые для широкого круга предприятий меры для самостоятельного и экономичного повышения производительности труда. Портфель вышеназванных решений формируется и совершенствуется в ходе реализации мероприятий региональных программ по повышению производительности труда совместно с региональными центрами компетенций, которые эффективно функционируют в регионах.
3. В 2018 году, с потенциалом дальнейшего развития, создана ИТ-платформа управленческой и технологической компетенции (далее - ИТ-платформа), обеспечивающая возможность взаимодействия территориально распределенных участников в части доступа к: единой, регулярно обновляемой базе знаний; информационным материалам по тематике повышения производительности труда; базе данных для сопоставления показателей производительности труда (бенчмаркинга), где предприятия могут получить рейтинг по производительности; электронной торговой площадке "Маркетплейс", где предприятия могут подобрать подходящую компанию-провайдера экспертной и консультационной поддержки или образовательных услуг; "единому окну" мер поддержки, где предприятия получают информацию о доступных им мерах государственной поддержки и помощь в ее получении, включая калькулятор мер поддержки, и единый колл-центр для содействия в подготовке заявки.
ИТ-платформа начнет свое полноценное функционирование к концу 2020 года.
4. Реализован комплекс мероприятий по снижению административных барьеров и стимулированию производительности труда, а также повышению гибкости рынка труда. Первый пакет мер ориентирован на пересмотр законодательства в целях стимулирования модернизации производства и повышения производительности труда, включая стимулирующие меры налогового и неналогового характера. Второй пакет мер направлен на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, в том числе в сфере промышленной безопасности. Третий пакет мер направлен на совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, повышения минимальной оплаты труда, оптимизации требований ведения кадрового делопроизводства. Список мер для проработки в рамках третьего пакета будет, в том числе, сформирован в процессе реализации в пилотном режиме региональных программ и работы Федерального центра компетенций.
5. Проведена инвентаризация и сформирован перечень мер государственной поддержки, направленных на повышение производительности труда и реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных). Условие о необходимости повышения производительности труда включено в качестве одного из критериев для получения мер государственной поддержки. Разработаны механизмы содействия доступу к мерам государственной поддержки для предприятий, реализующих программы повышения производительности труда, включая упрощенную заявку на получение мер государственной поддержки и др.